АВИАКАССА
+7 (8342) 46-22-22
СПРАВОЧНАЯ
+7 (8342) 46-22-89
ПРИЕМНАЯ
+7 (8342) 46-23-66
VIP
+7 (937) 511-94-95
+7 (8342) 46-23-45
Цифровой контроль над ситуацией

Bоздушный трафик растет по всему миру ускоренными темпами из года в год. К сожалению, одновременно с увеличением перевозок возрастает и количество авиационных инцидентов. Так, например, ежедневно по всему миру на взлетно-посадочных полосах (ВПП) происходит несколько нештатных ситуаций — в основном речь идет о выезде авиатранспорта за пределы полосы и его отклонении от заданного курса. При этом экипажам воздушных судов приходится работать в аэропорту в напряженном режиме, часто в неблагоприятных погодных условиях, при воздействии различных помех.

Эти данные подтверждают и доклады международной организации гражданской авиации ICAO: выезды за пределы ВПП являются постоянной проблемой, и их число не уменьшилось за последние 20 лет. С 2008 г. регистрируется около трех случаев в день только в США, когда самолет или другой транспорт выезжают на ВПП по ошибке, что дает примерно 1000 инцидентов в год. Тяжелейшая за всю историю мировой гражданской авиации катастрофа, которая унесла жизни 583 чел., произошла в аэропорту Тенерифе в результате столкновения двух самолетов Boeing 747 на земле, а не в воздухе.

Еще одной проблемой является наличие птиц рядом с аэропортом, которые могут создать помехи воздушному движению или привести к инцидентам, порой с довольно тяжелыми последствиями. Все хорошо помнят аварию с лайнером Airbus A320 американской авиакомпании US Airways в 2009 г., которая произошла из-за попадания птиц в его двигатели. Тогда самолет был вынужден приводниться на Гудзон. Стоит ли говорить, что мониторинг орнитологической обстановки в районе аэропорта и отпугивание птиц с целью исключения помех воздушному движению представляется весьма актуальным.

Чтобы сократить количество нештатных ситуаций на ВПП, следует использовать новейшие технологии, которые позволяют предупредить чрезвычайные происшествия и повысить безопасность воздушных судов во время их руления, взлета, захода на посадку и непосредственно во время посадки.

ВИДЕОТЕПЛОВИЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ С ФУНКЦИЕЙ ВИДЕОАНАЛИТИКИ

Существенный вклад в решение названых проблем может внести комбинация видеонаблюдения и тепловидения с функцией видеоаналитики — технологии, использующей методы компьютерного зрения для автоматизированного получения данных на основе анализа последовательности получаемых изображений, поступающих с видео- и тепловизионных камер в режиме реального времени.

В основе программного обеспечения для работы с видеоконтентом лежит комплекс алгоритмов машинного зрения, позволяющих вести видеомониторинг и производить анализ данных без прямого участия человека. Это дает возможность распознавать и фиксировать тревожные события и предупреждать чрезвычайные ситуации.

Для повышения надежности механизма слежения в системе видеоаналитики производится автоматическая адаптация алгоритмов распознавания к изменениям освещения и погодных условий.

Эффективный контроль ситуации на ВПП и других объектах аэропорта можно обеспечить благодаря использованию специального комплекса видеотепловизионного контроля (СКТК), который осуществляет передачу, запись и хранение видеоинформации, предупреждение о возможности аварийных ситуаций в момент взлета и посадки воздушного судна (за счет функций видеоаналитики), оперативный запуск систем отпугивания птиц, а также сигнализацию о попытках несанкционированного проникновения на контролируемые участки территории.

В СКТК входит и система оповещения персонала аэропорта о возникновении аварийной (либо чрезвычайной) ситуации. В составе этой системы присутствует модуль управления и технические средства светозвуковой сигнализации, которые подают сигналы тревоги. Кроме того, предусматривается разработка регламента действий персонала в аварийных (чрезвычайных) ситуациях, а также наставлений, инструкций, памяток.

Среди основных функций видеоаналитики:

· обнаружение и идентификация предметов и людей в зоне видеонаблюдения;

· классификация объектов по типу, высоте, площади, скорости;

· остановка объекта в неположенной зоне;

· контроль движения по заданному направлению;

· контроль появления и исчезновения объекта;

· фиксация нахождения объекта в зоне дольше положенного времени;

· отслеживание входа/выхода объекта в контролируемую зону и из нее;

· подсчет количества объектов по возрастанию и убыванию;

· контроль перекрытия и расфокусировки объектива и др.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Очевидно, что наибольшего эффекта от различных систем безопасности можно добиться за счет их интеграции на основе специальной программной платформы, которая может быть представлена в виде автоматизированной системы сбора и обработки информации (ССОИ). ССОИ позволяет организовать централизованное управление комплексом систем безопасности, собирать, обрабатывать и хранить получаемые от них данные.

Она состоит из набора программно-аппаратных средств: связи с устройствами, механизма принятия решений, сервера управления базой данных, автоматизированного рабочего места (АРМ) администратора (оператора), специального программного обеспечения, например интеграционной платформы. Одним из примеров таких платформ является Securix — продукт, разработанный инженерами и программистами российской компании "Астерос".

При каждом взлете и посадке воздушного судна формируется протокол событий с отражением в нем информации о типе воздушного судна, авиакомпании, номере рейса, дате, времени (взлета или посадки), а также изображения ВПП, предшествующего ситуации (в том числе от системы видеоанализа), и самой контролируемой ситуации (взлета или посадки). Время хранения протокола события согласовывается с заказчиком.

Платформа Securix универсальна благодаря обобщенным механизмам настройки и управления оборудованием, поставляемым различными производителями, а ее модульная распределенная структура дает возможность сборки ССОИ из различных компонентов: драйверов оборудования, баз данных, интерфейсов различных АРМ и т. п.