АВИАКАССА
+7 (8342) 46-22-22
СПРАВОЧНАЯ
+7 (8342) 46-22-89
ПРИЕМНАЯ
+7 (8342) 46-23-66
VIP
+7 (937) 511-94-95
+7 (8342) 46-23-45
Бизнес-авиация в пролете

На фоне спада предпринимательской активности в России просел и рынок бизнес-авиации, ориентированный в основном на деловых людей. В этом году снижение составит 15%, за прошлый год рынок рухнул на 25–30%. Правда, основные клиенты этого сегмента, среди которых есть и представители РПЦ, не спешат отказываться от аренды бизнес-джетов. Разве что стали фрахтовать самолеты подешевле. И чаще летать в Симферополь и Сочи.

Все упало

Падение рынка бизнес-авиации в 2015 году зафиксировано во всех объемах услуг примерно на 25–30%, рассказал «Газете.Ru» управляющий директор компании Jet24 Павел Захаров. По его словам, прогнозы на 2016 год также не воодушевляют: рецессия будет продолжаться. «По ощущениям состояния рынка впереди снижение еще на 10–15%. Более точные цифры можно будет назвать по итогам первого квартала», — отметил он.

Как пояснил «Газете.Ru» исполнительный директор «Сириус-Аэро» (частная компания деловой авиации) Николай Якубенко, спрос на услуги бизнес-авиации напрямую зависит от деловой активности.

«Встречи с партнерами, участие в выставках, конференциях и форумах, проверка собственных бизнес-объектов в различных регионах страны и мира — все это может потребовать использования авиации, в том числе и бизнес-авиации как ее части. И тут корреляция проста и очевидна: если у участников рынка снижается деловая активность, то и спрос на услуги падает», — отметил он.

Падение рынка бизнес-авиации повлекло за собой снижение цен на фрахтование самолетов, но изменения наблюдаются незначительные.

«По сравнению с 2014 годом общее падение цен в валюте составило примерно 10%. Сыграла роль падение цены на нефть — везде в мире, за исключением России, авиатопливо стало дешевле», — отметил Павел Захаров. С ним соглашается и Николай Якубенко, который отметил, что «цены упали, но, на наш взгляд, не так сильно, как могли бы».

Что будет дальше?

Настроения на рынке деловой авиации не самые радужные. По мнению Николая Якубенко, текущий год будет сложным как для авиации в целом, так и для сегмента бизнес-авиации.

«К сожалению, пока нет признаков улучшения экономической ситуации, ни мировой, ни российской. Первые итоги 2016 года подтверждают нашу оценку: европейский рынок бизнес-авиации в январе 2016 года показал падение объемов на 4,5% по сравнению с январем 2015 года», — сетует он.

С ним соглашается Павел Захаров, который считает, что в 2016 году российский рынок услуг деловой авиации упадет еще на 10–15%, а цены снизятся примерно на 5%.

По мнению главного редактора Avia.Ru Романа Гусарова, когда экономическая ситуация существенно ухудшается, состоятельные люди ощущают на себе это в несколько раз больше и начинают принимать меры по оптимизации своих расходов.

«Бизнес-авиация — это по большому счету дорогостоящее развлечение, элемент роскоши. Если раньше на это было не жалко денег, то сейчас расходы стараются минимизировать. В конце концов можно лететь бизнес-классом на обычном регулярном рейсе. Это тоже комфортно, но цена перелета существенно ниже. Кстати, эту тенденцию мы наблюдали в 2008 году, когда бóльшая часть бизнесменов отказалась от бизнес-чартеров в пользу премиум-класса на рейсах обычных регулярных перевозчиков», — говорит эксперт.

Люди, которые выбирали бизнес-джеты ранее, и сейчас не отказываются от полетов на них, просто подбирают более экономный вариант, считает руководитель портала о деловой авиации BizavNews Дмитрий Петроченко.

«Выбирают менее презентабельные машины. Пересаживаются, например, с Gulfstream на Embraer, который выходит дешевле в эксплуатации. В целом по рынку просели полеты на отдых, но бизнес-трафик практически не изменился. Ведь давно проверено, что бизнес-джет — это эффективный метод ведения бизнеса: за один день можно провести несколько встреч в разных городах», — отмечает эксперт.

По его словам, арендуют самолеты в большинстве случаев топ-менеджеры различных корпораций, тогда как бизнесмены из списка Forbes, как правило, имеют собственные воздушные суда, которые эксплуатируются управляющими компаниями.

«Что же касается российских корпораций, то они также имеют свои воздушные суда, иногда много, но предпочитают зарубежные управляющие компании, так как легче «затеряться» и не привлекать к себе повышенного внимания. Исключение лишь «Газпромавиа», которая имеет собственную флотилию, по размерам схожую с небольшой авиакомпанией», — говорит эксперт.

http://www.gazeta.ru/business/2016/03/06/8106467.shtml